Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Экономика

Информация о государственной поддержке сельского хозяйства в условиях членства в ВТО
13.09.2012 22:16

22.08.2012года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. В связи с этим страна взяла на себя обязательства по:

государственной поддержке сельского хозяйства;

тарифному регулированию;

поддержке экспорта;

санитарному и фитосанитарному регулированию.

Меры государственной поддержки по воздействию на торговлю и объемам финансирования делятся на корзины: желтую и зеленую.

Меры желтой корзинысодержат мероприятия, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. Это меры, напрямую влияющие на производство, и подлежат ограничению. К ним относят:

дотации на продукцию животноводства и растениеводства, племенное животноводство, реализованные семена, комбикорма;

компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений, энергоресурсы, техники, по повышению плодородия почв;

расходы на ремонт и текущее содержание мелиоративных систем;

капиталовложения производственного назначения, кроме капитальных расходов на мелиорацию и водное хозяйство;

ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию.

Объем финансирования субсидий желтой корзины лимитирован и не может превышать 9 млрд. долларов до 2017 года, с 2018 года 4,4 млрд. долларов.

Меры зеленой корзинывлияют на производство косвенно.

К ним относятся:

научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;

ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;

содействие сбыту сельхозпродукции, структурной перестройке сельскохозяйственного производства;

совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений);

содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;

обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, улучшение землепользования и т.д.;

поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;

страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий;

охрана окружающей среды;

программы регионального развития.

Объем финансирования субсидий зеленой корзины не лимитирован.

14 июля принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 года. При разработке Программы были просчитаны возможные риски вступления России в ВТО. Это:

снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;

невыполнение показателей доктрины продовольственной безопасности;

банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности;

сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.

Мероприятия Госпрограммы учитывают влияние рисков и адоптированы к условиям членства России в ВТО. Объем финансирования составляет 1,5 трлн. рублей за 8 лет. Расходы по годам увеличиваются со 158 млрд. рублей в 2013 году до 217 млрд. рублей в 2020.

Целями Государственной программы являются:

обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;

повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

устойчивое развитие сельских территорий;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.

Программа делится на 5 подпрограмм и 4 федеральные целевые программы.

Подпрограммы: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»; «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»; «Развитие мясного скотоводства»; «Поддержка малых форм хозяйствования»; «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Каждая подпрограмма сформирована на принципах регулирования «от производства сельскохозяйственной продукции до реализации ее в переработанном виде», чего не было в прежней программе.

Федеральные программы: «Социальное развитие села до 2013 года»; «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»; «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014-2020 годы».

В рамках Госпрограммы будут продолжены существующие меры поддержки. По возмещению части затрат на уплату процентной ставки по кредитам будет возмещаться 2/3 ставки рефинансирования, а для организаций, занимающихся развитием скотоводства - 100% ставки рефинансирования (Федеральный бюджет– 80% и Областной бюджет– 20%).

Исключаются субсидии на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений. Данные направления трансформируются в новый вид поддержки, относящейся к зеленой корзине - субсидии на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей – возмещение затрат на 1 га.

Размеры субсидий будут определяться по ставке, учитывающей состояние почв, биоклиматический потенциал территории, размер предприятия, уровень оснащенности сельскохозяйственной техникой, доходность за определенный период, количество работников и другие показатели. Методика определения ставки утверждается Минсельхозом России.

Кроме того, с 2013 года в рамках Госпрограммы предусматривается компенсация части затрат за произведенное молоко.

Расширяются направления поддержки экономически значимых региональных программ: овощеводство в закрытом грунте, питомниководство, развитие свеклосахарного комплекса, селекционно-гибридные центры в свиноводстве, формирование региональных продовольственных (мясных и молочных) кластеров.

Меняются принципы стимулирования обновления сельскохозяйственной техники. За счет средств федерального бюджета предусматривается предоставление субсидий сельхозмашиностроителям на возмещение недополученных доходов в связи с ее реализацией сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой, в соответствии с перечнем и размером скидки, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

По таможенно – тарифной защите внутреннего рынка Россия не берет на себя обязательства по экспортным пошлинам на зерно. Ставка ввозной пошлины останется на действующем уровне – 5%.

Наиболее открытыми к импортной продукции будут рынки овощей и фруктов.

К 2015 году пошлины на свежие овощи снизятся от 15% до 10%; на фрукты до 5%.

Так, например, к 2015 году пошлины на картофель снизятся с 15 до 10%, на томаты, ввозимые в период с 1 июня по 30 сентября – с 18 до 15%; на огурцы, ввозимые в период с 11 ноября по 1 февраля – с 15 до 10%, на ввозимые с 1 марта по 31 октября пошлины меняться не будут и останутся на уровне 15%.

Наименее защищенными будут производители сельскохозяйственных животных и племенные организации в свиноводстве. На свиней импортная пошлина снизится с 40 до 5%. На остальных животных квоты останутся на уровне 5%.

Новые правила таможенно–тарифного регулирования начнут действовать с сентября этого года. Таким образом, «плюс» от присоединения к ВТО – возможность выйти на новые рынки. «Минус» - открытие доступа на внутренний рынок увеличивает конкуренцию с западными производителями. Появляется угроза вытеснения российского производителя, особенно производителей и переработчиков свинины.

В целях адаптации агропромышленного комплекса на федеральном уровне утвержден План действий Правительства РФ и Минсельхоза России, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО.

Разрабатывается российский национальный стандарт и система оценки качества мяса КРС.

Для преодоления возможных негативных последствий предусматривается:

- пролонгация действия ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль до 2020 года, льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года;

- принятие федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию отечественного законодательства с требованиями международных организаций;

- усиление таможенного администрирования ввоза сельхозпродукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;

- внесение изменений в Закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой корзине», а значит – выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям;

 - стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержки питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка отечественного продовольствия министерством обороны, закупки в госрезерв и т.д.).

На региональном уровне будут приведены в соответствие Областные долгосрочные целевые программы развития сельского хозяйства на 2010 – 2014 и на 2015 – 2020 годы.

В рамках ВТО необходимо готовить кадры к новым условиям работы. Международный опыт предприятий, успешных в бизнесе в ВТО, показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса, и 12% - для крупного бизнеса.

В 2012 году в рамках областной программы развития сельского хозяйства предусмотрены мероприятия по переподготовке и повышению квалификации кадров в размере 2 млн. рублей. В соответствии с порядком возмещается 50% затрат, но не более 10 тыс. рублей на 1 работника. По условиям поддержки поддерживается не только обучение в заведениях высшего профессионального образования, но и среднего звена.

Для повышения конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводителя в условиях ВТО предусмотрены различные формы поддержки. Задача хозяйствующих субъектов использовать в полном объеме и с максимальной эффективностью государственную поддержку.

Кроме того необходимо:

повышать конкурентоспособность продукции за счет внедрения новых технологий, диверсификации производства (развитие одновременно животноводства и растениеводства), повышать безотходность производства;

соблюдать технические регламенты и стандарты, нормы содержания животных. Нарушение правил ведет к потере продукции, влияет на финансовую устойчивость и репутацию производителя, что немаловажно в современных условиях экономики;

совершенствовать учетную политику организаций, особенно в холдинговых структурах, чтобы не приводить к банкротству хозяйствующих субъектов;

производить экологическую продукцию;

предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности повышать качество и использовать привлекательную упаковку для увеличения спроса на производимую продукцию.

 

Начальник отдела сельского хозяйства и
охраны окружающей среды
Администрации Константиновского района – В.И.Алферов