О реализации Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»
21.09.2019 19:03

31 мая 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации № 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», которая дополнена принципиально новыми мероприятиями.

Цели Программы:

— сохранение доли сельского населении в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3 процента в 2025 г. (в 2017 году (базовый год) — 25,7 процента) (В Ростовской области- 32 % сельское население, к 2030 году — 32%);

— достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80 процентов в 2025 г. (в 2017 году (базовый год) — 67 процентов) (В Ростовской области это соотношение составляет в 2017 году — 69,7 %, в 2018 году — 69%, к 2030 году — 80%); (домашние хозяйства — совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни; располагаемые ресурсы — совокупность расходов домохозяйств и суммы сбережений, сделанных домохозяйствами).

— повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 процентов в 2025 г. (в 2017 году (базовый год) — 32,6 процента) (В Ростовской области это доля составляет 40 % (экспертная оценка), к 2030 году — 41%).

Планируется участие Ростовской области во всех мероприятиях новой госпрограммы.

1. При реализации мероприятий по улучшению жилищных условий предусмотрено 3-направления:

1.1 предоставление социальных выплат в размере 70% от расчётной стоимости жилья на строительство (приобретение) жилья, в том числе путём участия в долевом строительстве, гражданам РФ, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. Участники — граждане, работающие в АПК (и ветеринарии), социальной сфере.

Очерёдность из 4-х групп:

1. Работающие в агропромышленном комплексе, строительство жилья;

2. Работающие в социальной сфере, строительство жилья;

3. Работающие в агропромышленном комплексе, приобретение жилья;

4. Работающие в социальной сфер, приобретение жилья.

В каждой из указанных групп очерёдность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления, с учётом первоочередного предоставления социальных выплат:

а) гражданам, имеющим 3 и более детей;

б) гражданам, ранее включённым в списки участников подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий»;

в) гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путём участия в долевом строительстве, за счёт собственных (заёмных) средств.

1.2. предоставление субсидий из федерального и областного бюджетов муниципальным районам на строительство жилья, представляемого гражданам РФ, проживающим в сельской местности по договорам найма жилого помещения — это новое направление.

Цель — закрепление и привлечение квалифицированных кадров для работы в сельской местности. Эта поддержка интересна сельхозтоваропроизводителям, желающим вкладывать в строительство жилья для своих работников.

Обязательное условие — участие работодателя в финансировании части затрат на строительство жилья.

Доля средств работодателя и муниципального образования будет установлена на областном уровне в размере не менее 20% от расчётной стоимости жилья (с предложением: 5 %- средства района и 15% — работодатель);

Обязанность по разъяснению гражданам условий и порядка обеспечения их жильём в соответствии данной господдержкой возложена на органы местного самоуправления и работодателей, заключивших трудовые договоры с гражданами.

Очерёдность предоставления жилья по договору найма определяется в хронологическом порядке то дате подачи заявления о включении в состав участников мероприятия.

По условиям орган местного самоуправления совместно с работодателем, заключившим трудовой договор с гражданином, заключают с подрядной организацией договор подряда на строительство жилого помещения или договор участия в долевом строительстве жилых домов.

В отношении такого помещения, оформляется свидетельство о праве муниципальной или долевой собственности соответственно.

На аналогичных условиях заключается договор с гражданином о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением, а также по изменению и расторжению такого договора.

Жилые помещения предоставляются гражданам в возмездное владение и пользование по договору найма жилого помещения,

В указанном договоре предусматривается право гражданина по истечении 5 лет работы по трудовому договору с работодателем на приобретение указанного жилого помещения в свою собственность по цене, не превышающей 10 процентов расчётной стоимости строительства жилья (выкупная цена жилья),

а по истечении 10 лет — по цене, не превышающей 1 процента выкупной цены жилья.

Существенными условиями договора найма жилого помещения, являются;

а) работа нанимателя жилого помещения у работодателя по трудовому договору (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности) в течение не менее 5 лет на сельских территориях, на которых предоставляется жилое помещение, со дня оформления договора найма жилого помещения;

б) право гражданина трудоустроиться на сельских территориях в пределах субъекта Российской Федерации, в котором гражданину предоставлено жилое помещение (жилой дом) на условиях найма жилья, в срок, не превышающий 6 месяцев, в случае если право собственности на долю работодателя в общей собственности на жилое помещение (жилой дом) переходит к другим лицам и приводит к расторжению трудового договора, заключённого гражданином с прежним работодателем.

В случае несоблюдении нанимателем жилого помещения этих условий, он лишается права приобрести жилое помещение в свою собственность по выкупной цене жилья.

1.3. Ещё одним новым мероприятием государственной программы предусмотрено предоставление гражданам, проживающим на сельских территориях, льготных жилищных (ипотечных) кредитов на строительство жилья и на обеспечение домовладений инженерными коммуникациями. Ставка по данным льготным кредитам от 3% до 5%. Порядок в настоящее время ещё не утверждён.

2. Новое направление — субсидии сельхозтоваропроизводителям области — возмещение до 30% фактически понесённых затрат на обучение молодых специалистов в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минсельхозу России, и по оплате труда и проживанию студентов во время практики.

Документы, подтверждающие расходы, предоставляются сельхозтоваропроизводителями в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области для субсидирования.

 

3. Обеспечение сельских территорий инженерной, транспортной

инфраструктурой, благоустройство.

Все объекты должны быть включены в генеральный план поселения.

 

В новой Госпрограмме по инженерной инфраструктуре предусмотрено:

3.1. предоставление субсидии муниципальному образованию на строительство объектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку. Обязательно наличие проектно-сметной документации (ПСД).

Комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку включает строительство на конкретной площадке внутрипоселковых сетей:

— газификации

— водоснабжения

— водоотведение

— автомобильной дороги и тротуара

— уличного освещения

— благоустройство

Важным условием включения объектов в программу является реализация в этих муниципальных районах инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса. Под инвестиционными проектами в сфере АПК понимается — осуществление товаропроизводителями капитальных вложений, связанных со строительством (реконструкцией, модернизацией) объектов производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, приобретением сельскохозяйственных животных, техники и оборудования, в процессе которых создаются рабочие места. К инвестиционным проектам относятся проекты, реализуемые в течение 3 лет, до подачи заявки на участие в программе, а также проекты, находящиеся на стадии реализации или подготовки к реализации в течение 2 лет после предоставлении заявки на участие в программу.

3.2. предоставление субсидии муниципальному образованию на благоустройство сельских территории. Размер субсидии составляет 2,0 млн рублей и не более 70 % от стоимости проекта.

В проекте обязательно участие населении (трудовое) и бизнеса (техника, материалы, финансовое).

К финансированию принимаются проекты но следующим направлениям:

— создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятии адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— организация освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;

— организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллея, дорожек, тропинок;

— обустройство территорий в целях обеспечения бесперебойного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;

— организация ливневых стоков;

— обустройство общественных колодцев и водозаборных колонок;

— обустройство площадок накопления твёрдых коммунальных отходов;

— сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-

культурных памятников.

Проект разрабатывает администрация муниципального образования (сельского поселения и Территориальное общественное самоуправление (ТОС)). Необходимо получить положительное заключение госэкспертизы по проверке достоверности применения сметных нормативов.

3.3. Мероприятие по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием. Условие — дорога должна вести к общественно значимым объектам сельских населённых пунктов.

Исполнителем данного мероприятия на федеральном уровне определено Федеральное дорожное агентство и на региональном уровне соответственно Министерство транспорта Ростовской области.

3.4. Новое мероприятие — комплексный проект «Современный облик сельских территории». Цель — обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.

Основные направления:

строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт объектов социальной и культурной сферы (дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, офисы врачей общей практики, учреждения культурно-досугового типа, спортивные здания и сооружения),

строительство социокультурных и многофункциональных центров; приобретение новой автомобильной техники и оборудования для обеспечения функционирования существующих объектов социальной и культурной сферы, указанных в настоящем пункте, в том числе автобусов, санитарного транспорта, мобильных медицинских комплексов. оборудования для реализации проектов в области телемедицины;

развитие водоснабжении (строительство и реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станции обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений)

развитие жилищно-коммунальных объектов (строительство блочно-­модульных котельных иперевод многоквартирных жилых домов на индивидуальное отопление);

развитие энергообеспечения (строительство, приобретение и монтаж газо­поршневых установок, газгольдеров, распределительных газовых сетей, строительство сетей электропередачи внутри муниципальною образования, строительство уличных сетей освещения населённых пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий);

развитие телекоммуникаций (приобретения и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети «Интернет»).

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обязательно наличие проектно-сметной документации.

При приобретении техники, оборудования стоимость определяется на основании проведённого запроса коммерческих предложении производителя.

В этом мероприятии важным условием является реализация в этих районах инвестиционных проектов и привлечение не менее 10 % от стоимости объектов внебюджетных средств (средства работодателей),

Минсельхозом России но данному направлению при рассмотрении проектов введена бальная система оценки, которая формируется по показателям. Основные показатели — привлечение внебюджетных источников до 10% от стоимости проекта и наличие инвестиционных проектов с создаваемыми новыми рабочими местами.

Участие бизнеса — разработка проектно-сметной документации с обязательной передачей в муниципальную собственность для дальнейшего строительства за счёт федерального, областного и местного бюджетов.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать н утвердить аналогичные региональные программы.