История создания Покровской церкви
16.06.2012 15:16

 

В Константиновском районе находятся в настоящее время два памятника культовой архитектуры — Покровская церковь в городе Константиновске и Покровская церковь в хуторе Нижне-Журавском. Покровская церковь точных сведений о постройке не имеет. Из дел консисторского архива известно, что к 1708 году в станице Бабской была построена первая деревянная Покровская церковь, а Покров стал престольным праздником станицы. В результате пожара в станице Бабской 11 июля 1773 года деревянная церковь сгорела. В 1779 году построена новая деревянная церковь на территории старого кладбища.

В 1861 году строится новая деревянная Покровская церковь, но уже на новом месте. Старая же Покровская церковь, оставшаяся на хуторе Бабском, продается в 1862 году Нижне-Журавскому приходу и переносится туда.

«Новая Покровская церковь отмежеванной, усадебной, пахотной, сенокосной земли не имела. Церкви принадлежали три здания: дом священника — деревянный, обложенный кирпичом, крытый железом, с надворными постройками; дом для церковных сторожей — деревянный, обложенный кирпичом; кирпичный дом, построенный в 1902 г на церковные, частные, благотворительные и казенные деньги. В этом доме помещалась вторая Константиновская церковно-приходская школа; в приходе церкви существовало министерское приходское училище, основанное в 1837 году, церковно-приходское попечительство, церковно-приходская школа». (ГАРО фонд 226,опись 3,дело 11586,лист 15-16.)

В 1906 году в Донскую Духовную консисторию от благочинного протоиерея Александра Попова поступило прошение о разрешении строительства новой каменной Покровской церкви. В нем говорилось, что «побуждающими обстоятельствами к постройке в означенном приходе новой каменной церкви служат: скорая ветхость и малая вместительность существующей деревянной церкви». (ГАРО фонд 226, опись 3, дело 11340, лист 4) Возводить церковь предполагалось на площади, отведенной ей по плану, утвержденному еще в 1850 году. Здесь уже находился деревянный храм. Недалеко от него с южной стороны предполагалась постройка каменного храма вплотную к старому деревянному, с условием, что богослужение во время постройки храма должно идти обычным порядком.

13 мая 1906 года Областным правлением был утвержден проект на постройку церкви. Весной 1907 году было начато ее возведение. «За два года 1907 и 1908 положен бут, и выложены стены до сводов». (ГАРО фонд 226, опись 3, дело 11340, лист 22) Столь медленный ход строительства объяснялся священником И.Ильинским в рапорте Архиепископу Донскому и Новочеркасскому тем, что «приход этот невелик и небогат, состоит он из окраины Константиновской станицы, окраины населенной преимущественно бедным людом — казаками земледельцами и иногородними чернорабочими. Вследствие плохого урожая хлебов и трав в последние три года хозяйство казаков-земледельцев пришло в такой упадок, что многие из этих земледельцев вынуждены продовольствоваться сами покупным хлебом и рабочий скот кормить покупным кормом. Еще в худшем положении находится пришлый элемент прихожан, иногородние чернорабочие, они по причине полной безработицы в настоящее время в станице положительно бедствуют, не имея дневного пропитания...». ( ГАРО фонд 226, опись 3, дело 11340, лист 18)

Постройка церкви была закончена в 1912 г., в июне 1912 г. — освящена. Но боковые алтари, «за неимением средств на приобретение для них утвари и устройство в них престолов», были еще неокончены, так как на комиссии по постройке храма был долг в 21000 руб. (ГАРО фонд 226, опись 3, дело 11340, лист 4, 35) Предполагалось при погашении этого долга приступить к оборудованию боковых алтарей и устройству вокруг ограды.

В конце июня 1912 года вновь построенная церковь была обследована инженером Областного Правления, который нашел ее «сделанной прочно, из материала надлежащего качества и во всем согласованно утвержденному проекту». (ГАРО фонд 226, опись 3, дело 11340, лист 36-37)

В 1912 году 26 июня был освящен северный придел, несколько позже освещен южный.

Описание Покровского храма

Покровская церковь построена в «кирпичном» стиле с использованием элементов древнерусской, византийской и итальянской архитектуры эпохи Возрождения. В ее основе продольно-осевой план с симметрично расположенным по оси восток-запад алтарем, трапезной и колокольней. Алтарь, вместо традиционного полукружия снаружи решен гранеными выступами с доминирующим центральным. Ядро храма, к которому примыкает главный алтарь и два придела, имеет приближенный к квадрату план, который завершается четвериком, увенчаны пятиглавием. Прямоугольная в плане трапезная является связующим звеном храма и колокольни. Двухъярусная колокольня замыкает объемную композицию здания. Роль колокольни как вертикального элемента со сквозным пространством на значительной высоте велика. А ярус звона и завершение колокольни вместе с четвериком храма, увенчанным пятиглавием, определяет силуэт церкви.

Стены Покровской церкви выложены из кирпича. Полихромная кирпичная кладка стен снаружи преднамеренно оставлена неоштукатуренной и используется, как важный художественный элемент оформления фасадов.

Большая роль в композиции фасадов отводится полуциркульным окнам и их обрамлению, решенному то в виде профилированных кирпичных архивольт, то объединенных декоративными нишами, или оформленных контрналичниками. Ощущению общей подвижности декора фасадов в немалой степени содействуют подоконные и междуярусные тяги, а также тяги между нишами и окнами.

Южный и северный фасады церкви решены аналогично. Первый ярус фасада храма симметричен. Он выделен тремя полуциркульными оконными проемами, ограниченными раскреповками, которые решены в виде филенок, завершенных тремя лопатками. Центральное окно акцентрирует профилированные круглые ниши. Увенчан этот ярус декоративным аттиком с главкой, основание барабана которой оформлено треугольными фронтонами. Все фасады четверика храма выполнены одинаково. В арочной нише, которая завершена профилированной кирпичной архивольтой, опирающейся на лопатки, находятся три полуциркульных оконных проема с доминирующим центральным проемом. Ниша обрамлена с двух сторон декоративными лопатками, которые оформлены филенками и тягами, увенчанными куполом.

Завершение храма выполнено в виде маленькой главки, расположенной на восьмигранном основании, укрепленном аркатурным поясом.

Как следует из «Страховой оценки Покровской церкви», она была первоначально покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. На церкви имелись одна большая главка, пять средних и три малых. Они имели «чешуйное» покрытие и завершались «вызолоченными» крестами.

Северный и южный фасады первого яруса колокольни решены аналогично. Они выделены полуциркульными оконными проемами, оформленными архивольтами, которые опираются на импост (горизонтальный карнизик на уровне пяты арки). Завершается ярус антамблементом с треугольным фронтоном. Западный фасад, где находится главный вход в церковь, акцентрирован круглой нишей над дверным проемом и полуциркульными нишами по обе стороны от нее, оформленными, как и дверной проем, профилированными архивольтами.

Ярус звона прорезан циркульными проемами. Его фасады украшают прямоугольные и полукруглые ниши ширинки. Колокольня имеет завершение в виде усеченной пирамиды, увенчанной главкой, у основания которой расположены треугольные фронтоны.

Вход в церковь осуществляется по северной, южной и центральной папертям. Наружные двери были створчатыми железными.

Вход на хоры и колокольню был по деревянной лестнице с точеными балясинами. Окрашивались лестница и ее ограждение в светло-зеленый цвет, а точеные балясины хоров — в светло-голубой. Полы церкви были выложены метлахской плиткой. Вдоль стен трапезной проходили деревянные «завалины» (высота около 50 см). На них сидели пожилые и старые верующие. Окрашивались " завалины" коричневой масляной краской.

Перед алтарем были устроены мраморные иконостасы — трехъярусный в центральной части и двухъярусные боковые.

Строгая религиозная иерархия сюжетов: «внизу — двуместные» иконы, над ними «праздники», «деисусный чин», «пророки», подчеркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветным строем. А также симметричность их расположения определяли общую композицию иконостаса. В нем живопись и инкрустация цветным стеклом и смальтой мраморного архитектурного обрамления решались как единый художественный образ. В Области Войска Донского были известны три фирмы, выполняющие мраморные иконостасы: «Тонитто С.А.», «Катто К.Б.», «Пузневский». Вероятно, иконостас в Покровской церкви был сделан одной из них. В 1965 году, когда церковь была закрыта, иконы иконостаса демонтировали и перевезли в Ростовский собор.

По рассказам местных жителей Егоровой П.П. и Макаренко П.И., стены и своды внутри были отштукатурены и расписаны фресками на библейские и евангельские сюжеты.

По заключению искусствоведа архитектурно-ремонтной мастерской № 1 В.А.Черницыной, Покровская церковь является памятником архитектуры начала ХХ века, построенным в «кирпичном стиле».

Впервые, наша Покровская церковь была по достоинству оценена неутомимым краеведом почетным членом областной архитектурной секции при областном отделении общества охраны памятников истории и культуры Андреем Петровичем Зиминым. Это было в 1979 году. При обследовании зданию была дана высокая оценка как архитектурному строению. А решением Константиновского райисполкома № 486 от 24.12.1980 года здание Покровской церкви поставлено на местный учет как памятник архитектуры.

Она и сейчас является доминантой среди окружающей ее одноэтажной застройки, градоформирующим элементом Константиновска, а также участвует в формировании силуэта и панорамы города со стороны реки Дон.

(Страница 6-7 «Проект реставрации бывшей Покровской церкви». Ростов-на-Дону ,1988 .)

Судьба Покровского храма

По своему назначению церковь использовалась до середины 1930-х годов. В период гонений на Православную Церковь она была закрыта. В 1930-1942 годах в ней находилось зернохранилище. Летом 1942 года, во время фашисткой оккупации, церковь сначала использовали под склад боеприпасов, а затем с 1943 года ее стали использовать по назначению, то есть открыли для верующих для совершения богослужебных обрядов.

В 1942-1943 годах стены трапезной и храма были покрашены голубой масляной краской, купола покрыты железом, установлены деревянные кресты.

9 июня 1945 года под № 140 Уполномоченным Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Ростовской области была зарегистрирована православная община Покровской церкви рабочего поселка Константиновского района Ростовской области с предоставлением этой общине в пользование церковного здания.

В 1954 году на основании решения Константиновского райисполкома № 232 от 25 июля за Покровской церковью был закреплен земельный участок площадью 3032 кв.м. Настоятелю церкви рекомендовалось «огородить отведенный участок сплошной оградой и озеленить».

В начале 1960-х годов был проведен ремонт церкви. Мастера из Новгорода выполнили частичную реставрацию интерьера (икон, росписей), перекрывалась кровля.

Решением Константиновского райисполкома № 370 от 8 декабря 1962 года Покровская церковь в рабочем поселке Константиновском была закрыта, снята с регистрации решением Константиновского райисполкома № 277 от 22 июня 1965 года.

Это было страшное «хрущевское время» — массовое закрытие храмов, монастырей. По всей стране стоял плач народа за святынями. Священников с регистрации снимали ни за что. Очень много приходов в эти годы закрылось.

После закрытия в ней долгое время располагалась детская юношеская спортивная школа. Во время приспособления церкви для спортивной школы был сделан подшивной потолок, в храме и трапезной полы из метлахской плитки заменили дощатыми, алтарь заклеили плакатами спортивного содержания. В юго-западной части колокольни был устроен душ. Была размонтирована котельная с котлом, помещены снаружи церкви, под северной каменной сводчатой папертью. К северной стене церкви сделали пристройку, разместив в ней котельную.

Более 20 лет с момента закрытия к храму не прикасалась рука человека: храм был доведен до плачевного состояния. И, наконец, в 1988 году стало наступать небольшое потепление, церковь была снова открыта и передана верующим решением Константиновского райисполкома № 197 от 08.06.1988 года. Отец Борис начал ее духовное и материальное возрождение.

Здесь хочется вспомнить четверостишие поэта-изгнанника Сергея Сергеевича Бехтеева — страстного патриота России, из его стихотворения «Верую!», написанное им в Ницце в октябре 1937 года:

... Я верю, что в блеске воскресных лучей

Заблещут кресты златоглавых церквей.

И звон колокольный, как Божьи уста,

Вновь будет сзывать нас в обитель Христа...

Началась реставрация церкви. Почти полностью пришлось восстанавливать иконостас. Донским художником Юрием Трофимовичем Герасимовым был сделан подарок — храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы.

В настоящее время это красивый храм. В его росписи приняли участие и местные художники: Сирота А.С., Подосинников В.А., талантливый живописец Дона, житель г. Константиновска Алубаев Михаил Дмитриевич.

Художник Алубаев М.Д. восстановил иконостас, написал более десятка религиозных сюжетов. Им расписаны храмы Александра Невского в Новочеркасске, Свято-Троицкий храм в Семикаракорске. Тысячи прихожан ежедневно поклоняются ликам, написанным рукой художника. За большой вклад в возрождение церковного искусства и иконописи Михаилу Дмитриевичу Алубаеву 14 октября 2003 года был вручен орден Святого Преподобного Андрея Рублева. Высокую награду благословил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С каждым годом храм все более благоустраивается, украшается, приобретаются новые иконы, утварь для храма. (Его фотография, сделанная в наше время, представлена на странице 38 под № 10 и № 11.) Совсем недавно были позолочены купола. И в 2012 году уже 100 лет Покровская церковь радует своей прекрасной архитектурой и прихожанина, и заезжего туриста, и просто прохожего. Прихожане любят свой храм и стараются сделать его еще краше.